Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды.

Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта. Важными детерминантами являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию.

Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи можно встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно.

Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы. Девиамнтное поведемние также социальная девиация -- это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Негативное девиантное поведение приводит к применению общество определенных формальных и неформальных санкций изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя.

Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности. Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого дозволенного или обязательного поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на: Официально установленные - это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами. Например в своде юридических законов, административных актах, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях, уставах общественных организаций и т. Фактически сложившиеся нормы - это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.

К разряду подобных норм относятся: Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей. В этом случае можно выделить: Известно, что идеал недостижим. Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.

Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели. Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.

Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями. Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз. Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей. Статистические нормы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий. Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.

Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям.

Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно объединить в две большие группы: Первая группа в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая - саму социальную систему и ее несовершенство. Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд.

В работах его последователей А. Фрейда включают нервно - психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации.

Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных ученых С. Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность.

Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения. В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе.

В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга - наклеивания ярлыков, запятнанной репутации Э.

На закате существования социалистических стран в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: Так, многочисленными социально - психологическими исследованиями установлено, что длительное свыше лет нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:. Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека.

Мисько выделяют только три основных фактора: Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, то есть в неустойчивости жизненно важных систем организма в первую очередь нервной системы. Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, то есть большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно - психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей , если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными.

Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально-экономические,социально-политические,медикопсихологические.

К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах духовного и физического развития.

Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи, увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель. Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической, психической патологией. Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях.

Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность.

Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем.

Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения.

Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем. Подробнее мы рассмотрим негативные формы девиантного поведения. Одна из распространенных вредных привычек у современной молодежи - курение. К нему они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым. По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет.

В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги.

Человек с никотиновой зависимостью выкуривает по сигарете каждые полчаса. Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и усиленное сердцебиение. Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя. Выделяют несколько степеней пьянства у молодежи: В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей.

Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости. При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления алкоголя: Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

В научной литературе понятие наркотизм наркомания понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции.

С их помощью снимается или ослабляется физическая боль анестезирующее действие , преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги седативный эффект , усталость психостимуляторы и др. Пробное применение одного или более наркотических веществ не более десяти раз каждого. Мотивом обычно служит простое любопытство или желание испытать новые ощущения.

Оно происходит в непринужденной обстановке среди друзей и знакомых, желающих разделить общее ощущение. Это может случаться с различной частотой, интенсивностью и продолжительностью, но обычно ни частота, ни интенсивность не выходят за те пределы, после которых они могут стать не поддающимися контролю. Оно мотивировано желанием достичь известного или ожидаемого эффекта не заснуть, снять напряжение, стимулировать работоспособность и др.

Наибольшая опасность ситуационного употребления наркотиков заключается в том, что у человека может появиться привычка прибегать к ним каждый раз, когда возникает какая-либо проблема. Наркотики употребляются длительный период времени не реже одного раза в день, чтобы освободиться от груза проблем или снять стрессовую ситуацию. Чувство физического и психологического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотика, мотивирует продолжение его приема.

Употребление одурманивающих веществ - лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие а потом и крупные кражи, вандализм, хулиганство. Причина и в том, что в условиях рынка есть люди, которым нечего продать кроме себя самого. Они не имеют такого образования и профессии, которые бы обеспечили им сносное существование. Очевидно, что имеется особенный психологический склад, обладатели которого несут тенденцию к проституции при любой социально-экономической системе.

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Суицид самоубийство - это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления.

К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни. Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагополучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно.

Так же есть множество причин, которые мы рассмотрели ранее алкоголизм, наркомания , можно добавить воздействие кумиров, кино, телевизора и многое другое. Под ним понимают необоснованную убежденность в наличии у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девушек.

Нередко они находят дефекты в своем лице крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др. Иногда это недостатки в фигуре. Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях молодого человека и определяют стереотип его поведения. Он начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят к врачу - косметологу с просьбой устранить физический дефект.

Такие молодые люди должны быть проконсультированы у психиатра. Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели. Причиной ограничения в еде или отказ от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру. Особенно неприятно слышать брань из уст молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из уст - скверная, обезображенная речь.

Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, даже на телевидении и радио. Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий.

Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются всевозможными способами - мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

Азартныеигры являются формой ухода человека от реальной действительности. Он весь поглощается страстью, которая, по большому счету, вызвана искусственно. Например, ребенок, проводящий часы за компьютером, не замечает происходящее вокруг него, забывает о существовании ровесников, нервничает по поводу движения фигурок на экране, тем самым расшатывает нервную систему.

Аутизм затруднение социальных контактов, оторванность от социального окружения, чрезвычайная замкнутость. Такое поведение зачастую связано с проблемами социализации.

Личность вынуждена дистанцироваться от других. В конечном же счете - от окружающей реальности. Компенсацией для нее является жизнь в замкнутом мире одиночества, фантазий и грез. Нарцистическое поведение - демонстративное сосредоточение внимания других на себе, на своей персоне. Основные источники формирования нарцистического поведения заключаются: Обойденный вниманием аутсайдер вместо того, чтобы испытывать гнетущий комплекс неполноценности, выбирает эпатаж.

Он навязчиво демонстрирует свою необычность. Самодеятельным творчеством, прежде всего художественным, занимаются миллионы людей. Профессиональным творчеством - тысячи. Однако вершин мастерства достигают немногие. На вершине успеха оказываются особо одаренные природой индивиды.

Свою жизнь они посвящают либо искусству, либо науке, либо изобретательству. Однако образ жизни таких людей зачастую бывает непонятен окружающим - они либо не имеют семьи, либо отказываются от бытового комфорта, либо непрактичны в повседневных делах и т.

Девиантность творчески одаренных людей, нашедшая выход в художественных произведениях, помогает гражданам понять себя и окружающий мир, наслаждаться жизнью. А научные открытия способствуют прогрессу различных сфер человеческого бытия.

В повседневной практике люди поступают довольно гибко: Мало кто идет на конфликт с господствующим мнением. Иначе говоря, большинство остается конформистами. Однако есть люди, которые не могут ни при каких обстоятельствах изменить собственные убеждения и активно их отстаивают. Они рискуют быть непонятыми, изолированными, осмеянными, лишенными привычного круга жизненных благ.

Принципиальные люди часто бывают неудобны окружающим, от них избавляются в трудовых коллективах и организациях. Однако без их фактически девиантного поведения социальные структуры с большей степенью вероятности приходят в упадок. Ею обладают люди, воплощающие своим обликом и поведением эталон этикета и морали. Они всегда вежливы, подтянуты, начитаны, участливы, отличаются мягкостью манер, склонны уступать, не навязывают своего мнения, не пренебрежительны в отношении к кому-либо.

Поведение таких людей одобряется окружающими. Но следовать их примеру не торопятся. Совершенно очевидно, что перечисленные черты сформированы не сверхмотивацией к интеллигентности. Они сформированы особенностями личной судьбы и образа жизни, которые навряд ли можно скопировать.

Основные формы девиантного поведения молодежи

Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. Поскольку любое девиантное поведение - это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск - стороны одной медали.

Состояние риска - своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом. Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: Чем более высокий уровень социальных норм нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.

Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. Подчеркнем еще раз, девиантное поведение - естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции.

Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза понимаемого в широком смысле слова девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативное поведение. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков - правонарушителей.

Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. Особенности проявления девиантного поведения у лиц с алкогольной зависимостью разных возрастных групп. Методы и приемы психотерапии, применяемые в борьбе с антисоциальным поведением. Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у алкоголиков. Криминогенное поведение как наиболее опасное проявление социальной дезорганизации человека.

Изучение вопросов, связанных с профилактикой криминогенного поведения в молодежной среде. Исследование структуры девиантного, антисоциального поведения молодежи. Причины возникновения девиантного поведения. Основные формы его проявления: Факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Особенности социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

Изучение понятия и форм девиантного поведения. Основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм. Общие причины приобщения молодежи к наркотикам и алкоголю. Факторы распространения девиантного поведения в России. Понятие девиантного поведения, его роль в нынешнем обществе.

Суть основных теорий, объясняющих такое поведение людей. Особенности причин девиантного поведения современной молодежи. Специфика видов и форм отклоняющегося поведения, их цели и задачи. Понятие и сущность девиантного поведения. Социальный контроль за девиантным поведением. Взаимодействие индивида и социальной среды. Делинквентное и криминальное поведение. Социальное поведение и социальный контроль. Основные формы девиантного поведения и его разновидности.

Основные понятия социологии личности, определение и типы девиантного поведения делинквентное, аддиктивное, психопатологическое. Биологическая, психологическая и социологическая теории. Причины девиантного поведения, их проявление, неблагополучие семей. Анализ человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей.

Классификация типов девиантного поведения. Клинические формы отклоняющегося поведения. Характеристика девиантного поведения как неодобрительного с точки зрения общественного мнения.

Позитивная и негативная роль девиации. Причины и формы подростковой девиантности. Социологические теории девиантного поведения Э. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

Главная Библиотека "Revolution" Социология и обществознание Основные формы девиантного поведения молодежи. Поведение человека как результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации.

Проявление генетических и биологически особенностей в манерах человека. Теория девиантного поведения, ее виды. Профессиональные нормы регулирования отношений.

Основные формы девиантного поведения молодежи Выполнила: Студентка группы ГМН - Пышнюк Л. Социальная норма и девиантное поведение 2. Теории девиантного поведения 3. Причины девиантного поведения 4. Виды и формы девиантного поведения 4. Изучить причины, последствия такого поведения. Социальная норма и девиантное поведение Девиамнтное поведемние также социальная девиация -- это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Теории девиантного поведения Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить: Причины девиантного поведения Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Виды и формы девиантного поведения Каким бы относительным ни было соотношение нормы и девиантности, принято различать: Можно условно выделить пять способов употребления наркотических веществ: Он навязчиво демонстрирует свою необычность 4.

Заключение Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. Алкоголизм как проявление девиантного поведения. Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи. Формы проявления девиантного поведения, социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Опыт организационно-административной работы социальных служб с детьми девиантного поведения. Девиантное поведение современной молодёжи.

Отклоняющееся поведение как социальное явление. Другие документы, подобные "Основные формы девиантного поведения молодежи".


Читайте также:

Коментарии:

Значит, непредсказуема и чревата для него потерей власти. Аддиктивные формы отклонений в поведении.

Аддиктивные формы отклонений в поведении. Норма и отклонение от нее.